Лошади во второй мировой войне


Вплоть до XX века лошади активно использовались в войнах. Они служили в тяжёлой кавалерии, лёгкой кавалерии и в качестве тяговых животных, перевозящих снаряжение. Лошади были неотъемлемой частью армий на протяжении тысячелетий.

Вторая мировая война стала не только тяжёлым испытанием для людей, но и для лошадей.

Во время войны лошади имели огромное значение. Их использовали потому, что они могли пройти там, где не пройдёт техника. Особенно полезно это было при передвижениях по вражеским тылам, когда солдаты на конях успешно преодолевали сложные маршруты, оставаясь незамеченными.
Каждому пехотному полку полагалось 350 лошадей, а в пехоте на каждую советскую дивизию полагалось в среднем 3039 лошадей.

В артиллерии использовались упряжи из шести лошадей, они перевозили орудия, минометы, имущество подразделений связи, саперных, химических, и прочие тяжёлые грузы. На отдельных участках фронта, на передовую, боеприпасы можно было доставить только на повозках, так как не один другой транспорт туда просто не мог пройти. Особенно ценились тяжеловозы, способные без труда тянуть гаубицы. Предпочтение отдавалось Владимирским тяжеловозам, которые в суровых условиях бездорожья, и в зимние морозы, проявили себя особенно стойко. Чего нельзя сказать о трофейных лошадях – к удивлению наших солдат – на вид здоровые крепкие лошади, падали через несколько дней работы.

На передовой, конные упряжи до последних сил продолжали перевозить орудия и вывозить повозки с ранеными.
Помимо орудий, лошади перевозили провиант, полевые кухни и использовались в лазаретах для перемещения раненых солдат.

Конные кавалерии использовались в наступлении, где тяжёлая техника противника вязла в непроходимых грунтах.
Один только конный корпус генерала Льва Михайловича Доватора, во время битвы за Москву препятствовал передвижению целой армии. Противник ничего не мог предпринять против храбрых кавалеристов.
26 апреля 1945 года кавалеристы 7-го гвардейского корпуса начали штурмовать город Бранденбург. Благодаря им Берлин был окружён. В Берлинской операции участвовали 12 кавалерийских дивизий. Сто тысяч кавалеристов храбро сражались до конца.

Раненых лошадей не оставляли на поле боя, после каждого сражения их собирали. Для перевозки в тыл наиболее тяжело раненых и пострадавших использовали автомобили, имеющиеся в эвакуационных лазаретах. В армейских и фронтовых больницах функционировали хирургические, терапевтические и инфекционные отделения, которыми руководили опытные специалисты. Здесь проводили операции и осуществляли длительное лечение и реабилитацию для раненых лошадей, чтобы они смогли полностью восстановиться. Таким образом, к раненым лошадям относились с такой же заботой и вниманием, как и к солдатам. Одна спасённая лошадиная жизнь приравнивалась, в свою очередь, к нескольким сохранённым жизням солдат.

Однако в годы Великой Отечественной войны погибло множество лошадей. В нашей стране их насчитывалось 1,9 миллиона, и к концу войны более миллиона из них погибло. В отличие от людей, имена этих скромных участников фронта остаются неизвестными.

Породы лошадей

Разнообразие пород лошадей было широко представлено в кавалерии во время Великой Отечественной войны. Каждая кавалерийская часть использовала породы, популярные в регионе формирования подразделения. Донские казаки предпочитали донскую породу, а кавказские джигиты высоко ценили кабардинских лошадей.
Жители Средней Азии, известные своим гордым нравом, предпочитали ездить на ахалтекинских скакунах. Сибиряки восхищались конями кузнецкой породы. Однако иногда в конные отряды приходили метисы и полукровки, которые также достойно служили, как и их сородичи “чистых пород”.

Трофеи

По окончании Второй мировой войны, из города Тракенен, в Советский Союз были завезены лошади тракененской породы. Лошадей разместили в Кировском конном заводе, где и по сей день ведётся их разведение.
А также, в окрестностях города Ризы были найдены работники и лошади крупного советского конного завода «Восход», который в результате захвата немцами, в 1942 году был вывезен в Германию. Кавалеристы освободили их, и летом 1945 года завод вернулся на территорию Советского Союза.

Монумент памяти

Сравнительно до недавнего времени монументы памяти павшим в Великой Отечественной Войне, в основном, посвящались солдатам – Могила неизвестного солдата, павшим в битве на курской дуге, Родина мать и другие.
Но не стоит забывать, что лошади так же прошли всю войну и дошли до Берлина бок обок с нашими солдатами, так же трудились на передовой и погибали под обстрелами помогая удерживать фронт. Они приближали Победу как могли.
К счастью это упущение было исправлено. В 2017 году, в Москве в парке Победы, открыли монумент “По дорогам войны”. На нём изображена упряжка монгольских лошадей тянущая орудие на фронт по бездорожью. Эта упряжка является олицетворением всех лошадей всех пород, которые внесли свой непосильный вклад, помогая солдатам, как на линии фронта, так и обеспечивая работу в тылу.

Ещё не много из истории

24 июня 1945 года, Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков принимал Парад Победы верхом на светло - сером жеребце терской породы по кличке Кумир. К сожалению эта традиция до наших дней не сохранилась.

10 вещей, которые делают отношения лошади и человека такими уникальными
Лошади тоже нужен дантист
Тракененская порода: характер и экстерьер
Что нужно знать о линьке и стрижке
Лошади во второй мировой войне
Сложно ли ездить на выезженной лошади?
Инъекции в суставы
Глаза лошади: виды заболеваний
Баланс, сила и гибкость
Лошади тоже умеют говорить